Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

    Научно-практическая конференция Росавтодора: основные тренды развития дорожного хозяйства

    27 апреля 2023 г.

    27 апреля в рамках научно-практической конференции Федерального дорожного агентства «Эффективные подходы к реализации дорожной деятельности на территории субъектов РФ», проходящей в Казани, была организована проектная мастерская «Опережающее развитие дорожной инфраструктуры субъектов РФ».

    В мероприятии под председательством руководителя Росавтодора Романа Новикова приняли участие директор Департамента строительства Правительства Российской Федерации Максим Степанов, заместитель начальника ГУОБДД МВД России Олег Понарьин, президент Ассоциации производителей и потребителей асфальтобетонных смесей «Р.О.С.АСФАЛЬТ», председатель Технического комитета по стандартизации № 418 Николай Быстров, заместители руководителя Федерального дорожного агентства Игорь Костюченко и Олег Ступников, а также вице-губернаторы, руководители дорожных ведомств, представители отраслевых ассоциаций и подрядных организаций, члены Общественного совета при Федеральном дорожном агентстве. Представителями Тульской области выступили заместитель губернатора Тульской области Егоров С.Н. и директор ГУ ТО «Тулаупрадор» Ташлыков Е.С.

    В своем докладе Роман Новиков рассказал об эффективных решениях при подготовке пятилетних программ дорожной деятельности в регионах, а также развитии опорной сети дорог. Сейчас в ее состав входят 64 тыс. км федеральных трасс и 72 тыс. км дорог регионального или межмуниципального значения. «При формировании опорной сети мы использовали концептуальный подход. Были разработаны и согласованы с региональными ведомствами критерии, по которым автомобильные дороги подлежали отбору в опорную сеть. В первую очередь, рассматривались дороги, связывающие между собой крупные города, учитывалась их социальная значимость и востребованность», ‒ рассказал глава Росавтодора.

    Роман Новиков поблагодарил региональных дорожников за плотное взаимодействие при формировании опорной сети: «Проектные команды субъектов начали смотреть на строительство дорог через призму Транспортной стратегии. Наиболее эффективно она реализовывается там, где за основные критерии взяты социальная и экономическая значимость, развитие сопутствующей инфраструктуры, многофункциональных зон дорожного сервиса».

    Особое внимание глава Росавтодора уделил работам по национальному проекту «Безопасные качественные дороги» в регионах страны.

    «Главная цель нашего нацпроекта – приведение в нормативное состояние российских дорог. В настоящее время он охватывает 84 субъекта Российской Федерации и 105 агломераций. Региональными дорожными ведомствами и Федеральным дорожным агентством проделана огромная работа по подготовке региональных проектов дорожной деятельности субъектов РФ. Все вопросы решались комплексно: были скорректированы механизмы управления, а также выстроена концепция развития дорог на единых принципах и подходах».

    Роман Новиков отметил, что следующим этапом взаимодействия Росавтодора и регионов стало формирование пятилетних программ дорожной деятельности субъектов Российской Федерации на период до конца 2027 года и их утверждение на уровне субъектов РФ. Проделанная работа обеспечит достижение в 2024 году нормативного состояния 85 % автомобильных дорог в крупнейших агломерациях и 50 % автомобильных дорог региональной сети, а также приведение к нормативу до конца 2027 года 85 % автомобильных дорог, входящих в опорную сеть. В результате формирования пятилетних программ в 2022 году были подписаны двухсторонние меморандумы о развитии автомобильных дорог общего пользования регионального и местного значения.

    В свою очередь Максим Степанов акцентировал внимание на опережающем развитии дорожной инфраструктуры. Он подчеркнул, что для достижения национальных целей необходимо продолжать системную работу по взаимоувязке всех сфер строительства: жилищной, коммерческой, инфраструктурной, промышленной. С этой целью в 2022 году была утверждена Стратегия развития строительной отрасли и ЖКХ до 2030 года с прогнозом до 2035 года, в которой выделены две ключевые миссии: комфортные условия жизнедеятельности и развитие экономики.  

    «Совместная работа и выработанные решения привели к тому, что строительство наряду с сельским хозяйством стали отраслями, которые на протяжении трех лет системно росли. Прирост за это время составил порядка 14,9 %. Вклад дорожников в этот результат колоссальный», – подчеркнул Максим Степанов.  

    В ходе выступления директор Департамента строительства Правительства РФ также обратил внимание участников на ключевые инструменты опережающего развития инфраструктуры. Прежде всего, это оптимизация схемы управления, повышение производительности труда, сокращение инвестиционно-строительного цикла, цифровизация, внебюджетное финансирование, а также фонды национального благосостояния. 

    Кроме того, он рассказал о смене приоритетов в отрасли в связи с новыми геополитическими условиями. Сейчас в фокусе внимания ‒ направление на Восток, интеграция новых регионов, развитие Дальнего Востока и Азово-Черноморского региона. Это требует новых подходов и при построении логистических цепочек, в том числе для того, чтобы избежать значительного роста стоимости строительства.

    Заместитель начальника ГУОБДД МВД России Олег Понарьин рассказал о факторах, влияющих на повышение безопасности дорожного движения: «Действуя в рамках посыла Организации Объединенных Наций за период с 2010 по 2020 год России, единственной в мире, удалось снизить смертность на дорогах более чем на 50 %. Мы идем темпами снижения смертности порядка 700‒900 человек в год. К 2030 году при нашей усиленной работе число погибших на дорогах России не должно превысить 5,8 тыс. человек, сегодня эта цифра превышает 13 тыс. человек в год».

    Основными причинами ДТП с летальным исходом являются встречное столкновение, наезд на пешехода, а также съезды с последующим опрокидыванием. По словам Олега Понарьина, необходимо уделить первостепенное внимание этим трем видам происшествий. Достичь тех показателей, которые заявлены, можно только благодаря системному подходу, отражение которого нашло в Федеральном законе «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ.

    Роман Новиков согласился с таким подходом и отметил, что в апреле текущего года благодаря совместным усилиям Росавтодора и ГИБДД тенденция к росту аварийности стала снижаться.

    Николай Быстров посвятил свой доклад вопросам кадрового обеспечения в сфере дорожного хозяйства: «На сегодняшний день в нашей стране подготовкой специалистов занимаются 53 вуза и 101 колледж, это немного. Для качественной подготовки будущих дорожников очень важна разработка единого государственного стандарта обучения, типовых образовательных программ, образовательных дисциплин.  Хочу отметить, что уже создан учебно-методический центр, и это внушает уверенность, что профильные специальности будут возрождены».

    Также в качестве примеров успешной реализации Концепции развития дорожного образования до 2035 года Николай Быстров привел создание профильных специальностей «Автомобильные дороги и аэродромы» и «Строительство и эксплуатация автодорожных мостов и тоннелей» со сроком обучения пять лет. Вместе с тем сейчас в процессе согласования находятся предложения по формированию системы повышения квалификации кадров преподавательского состава высших образовательных и средних профессиональных образовательных учреждений.

    «Выделение специальностей дорожного хозяйства – важнейшее решение, предоставляющее ряд преимуществ для нашей отрасли. Так, новые стандарты установят общие требования к образованию, которые в свою очередь обеспечат необходимый уровень подготовки специалистов для сферы дорожного хозяйства в соответствии с современными технологиями и требованиями рынка труда», – прокомментировал Роман Новиков.

    Напомним, что в октябре в рамках Х Международной специализированной выставки «Дорога 2022» прошло Всероссийское совещание «Развитие кадрового потенциала дорожного хозяйства», на котором был рассмотрен проект Концепции развития дорожного образования до 2035 года. В феврале этого года Концепция утверждена Министром транспорта Российской Федерации Виталием Савельевым. Ее главными целями являются обеспечение необходимого финансирования, реализация образовательных программ и подготовка высококлассных специалистов.

    В ходе мероприятия Игорь Костюченко выступил с докладом «Эффективная работа проектной команды». По его словам, для достижения качественного результата необходима координация всех усилий: «Очень важно четкое представление, особенно это касается проектных команд, о полном комплексе мероприятий в рамках социально-экономического развития субъекта, а также соседствующих регионов – это и есть эффективное взаимодействие».

    Тему цифровизации дорожного хозяйства подробно раскрыл в своем докладе Олег Ступников. Он подчеркнул, что цифровая трансформация – это не просто автоматизация и оцифровка существующих процессов или внедрение новых технологий, таких как применение искусственного интеллекта, чат-ботов, роботизации процессов. «Цифровая трансформация – это комплексное преобразование отрасли с использованием цифровых решений и технологий, изменение методов взаимодействия с клиентами», – отметил Олег Ступников.

    Также он подчеркнул, что цифровая трансформация должна проходить в режиме постоянной сверки с принципами клиентоцентричности, то есть исходить из интересов граждан.

    Стоит отметить, что в апреле этого года была внедрена система контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов. Она позволит пользователям оперативно узнавать актуальную информацию об автомобильных дорогах и дорожных работах, а владельцам автомобильных дорог эффективнее расходовать бюджетные средства. На государственном уровне система позволит планировать и контролировать оптимальное расходование средств на развитие дорожной инфраструктуры.

    После проектной мастерской участники научно-практической конференции разделились на группы и приняли участие в тематических панельных дискуссиях: «Эффективная работа проектной команды», «Цифровое развитие дорожного хозяйства», «Удовлетворенность граждан качеством и доступностью дорог», «Кадровое обеспечение дорожного хозяйства». После докладов спикеров на каждой из них прошли дискуссии, во время которых присутствующие поделились своим опытом и задали вопросы по интересующим темам. В завершение мероприятия были подведены итоги по каждому направлению и озвучены основные векторы развития на ближайшую перспективу. Большинство касалось более тесного взаимодействия с регионами и различными ведомствами, цифровизации процессов, социально-экономических аспектов, а также изменений в системе образования в ответ на требования транспортной отрасли.



    Все новости