1 июня 2022 года в г. Москве состоялось заседание Совета директоров Ассоциации «РАДОР». В нем приняли участие 72 члена Ассоциации, в том числе руководители территориальных органов управления автомобильными дорогами 62 субъектов Российской Федерации, в члены ассоциации от Тульской области вошли министр транспорта и дорожного хозяйства Тульской области Родион Борисович Дудник и директор ГУ ТО «Тулаупрадор» Ташлыков Евгений Сергеевич.
В работе заседания участвовали директор Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Министерства транспорта РФ Андрей Шилов, директор Департамента ценообразования и градостроительного зонирования Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Ирина Тютьмина, заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Игорь Костюченко, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям, координатор федерального партийного проекта политической партии «Единая Россия» «Безопасные дороги» Сергей Тен, начальник инспекции по контролю в сфере дорожной деятельности Департамента аудита транспорта и международного сотрудничества Счетной палаты РФ Владимир Красильников, заместитель начальника отдела надзора в сфере дорожной деятельности ГУОБДД МВД России Халит Алимханов, врио начальника Управления государственного автомобильного и дорожного надзора Ространснадзора Анастасия Красникова, вице-президент Союза транспортников России Евгений Казанцев.
Открывая заседание, генеральный директор Ассоциации «РАДОР» Игорь Старыгин традиционно представил руководителей территориальных органов управления автодорогами, которые вступили в должность в 2022 году и впервые приняли участие в Совете директоров: министра автомобильных дорог и транспорта Белгородской области Сергея Евтушенко, министра транспорта и дорожного хозяйства Омской области Антона Заева, министра транспорта Ульяновской области Сергея Воронцова, министра транспорта Кировской области Юрия Логинова, начальника ГБУ «Владупрадор» Михаила Климова, директора ГКУ «Курганавтодор» Павла Ганина, руководителя Главного управления дорожного хозяйства Оренбургской области Дмитрия Сербина.
Председателем заседания Совета директоров в соответствии с Уставом Ассоциации «РАДОР» был избран член Президиума Ассоциации, председатель Комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области Анатолий Васильев. Также присутствующие утвердили регламент работы и избрали счетную комиссию.
Участников заседания поприветствовал Игорь Костюченко. Он ознакомил коллег с промежуточными результатами работы по реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» в регионах и отметил задачи, требующие принятия оперативных управленческих решений. «В настоящее время нацпроект «БКД» реализуется в 84 субъектах, работы планируется провести на 4,8 тыс. объектов общей протяженностью более 15 тыс. км. На эти цели в рамках консолидированных бюджетов регионов намечено направить свыше 329 млрд рублей, - сообщил выступающий. - По состоянию на 30 мая текущего года общая контрактация составила 95,9%, кассовое исполнение — 22,1%. Прошу обратить внимание, - подчеркнул он, - что контрактация не достигла 100%, хотя была поставлена задача достичь этого показателя к 1 июня. Такая ситуация вызывает риски отзыва средств».
Игорь Костюченко также напомнил и попросил зафиксировать в протоколе заседания, что до 1 декабря текущего года должно быть обеспечено 100% кассовое исполнение в части федеральной поддержки. «В этом году было принято уже два решения о выделении регионам дополнительных средств на реализацию нацпроекта «БКД», - напомнил он. - Такие меры возможны и в дальнейшем. Но для этого необходимо четко соблюдать производственную и финансовую дисциплину, обеспечивать высокое качество работ».
Докладчик также отметил, что 2002 год обозначен в рамках национального проекта Годом качества, и это касается качества во всем: не только непосредственно ремонта, но и организационно-правовых и организационно-технических мероприятий на автодорогах. «Совместно с Росдорнии, Росдортехнологией должен ежедневно проводиться анализ выполняемых работ, на основании которого следует готовить предложения по недопущению системных сбоев», - сказал Игорь Костюченко.
«На одном из недавних совещаний у помощника Президента России Максима Орешкина строительная и дорожная отрасли были названы отраслями опережающего развития, двигателями экономики, - сообщил выступающий. - Это не громкие слова, это наша ежедневная работа, и мы должны понимать ее влияние на экономику страны, особенно в текущей ситуации, в условиях санкционного давления».
Игорь Костюченко отметил, что одна из основных целей реализации национальных проектов, в том числе проекта «БКД», зафиксированных в Указе Президента России, - повышение качества жизни населения. «Следует помнить об этом при формировании программ дорожных работ на текущий год и плановый период на 3 и 5 лет и верно расставлять приоритеты развития региональных и местных дорог, - подчеркнул он. - Детские образовательные и досуговые учреждения, медицина первичного звена, объекты внутреннего туризма — вот на что необходимо обращать внимание в первую очередь».
Игорь Костюченко озвучил также результаты изучения общественного мнения, согласно которым 49% населения удовлетворены качеством и доступностью автодорог и отмечают улучшение транспортной инфраструктуры. «Это наша заслуга, - сказал он, - и мы должны увеличивать полученный процент. Важно освещать нашу работу, оперативно реагировать на негатив в СМИ».
Игорь Старыгин выступил с отчетным докладом о работе Ассоциации «РАДОР» в 2021 году и об основных направлениях работы в 2022–2023 годах. Он рассказал о результатах мониторинга состояния дел в дорожном хозяйстве субъектов, который постоянно ведется исполнительным комитетом Ассоциации, и отметил наиболее существенные изменения. Так, за 2021 год протяженность автодорог регионального и межмуниципального значения уменьшилась на 2,1 тыс. км, в том числе за счет передачи объектов в федеральную собственность. Изменился и показатель доли автодорог в нормативном состоянии: на 1 января текущего года прирост составил 2,4%, а общая доля дорог в нормативе — 48,2%. Это стало возможным, прежде всего, за счет масштабных работ по капитальному ремонту и ремонту: за 2021 год такие работы проведены почти на 18 тыс. км дорог, это на 1,2% больше, чем годом ранее. Ведутся работы и на искусственных сооружениях: в прошлом году введено в эксплуатацию более 28,5 тыс. пог. м. мостов.
Существенные значения наблюдаются и в части финансирования дорожных работ. Игорь Старыгин сообщил, что 2021 год отмечен рекордными показателями объема дорожных фондов в составе бюджетов субъектов: впервые в новейшей истории он превысил 10%. Еще одна важная тенденция — оказание помощи из региональных бюджетов муниципальным образованиям: в 2021 году на эти цели направлено более 290 млрд руб., а это 26% от объема дорожных фондов. Серьезная помощь идет и в регионы с федерального уровня: в 2021 года поддержка дорожного хозяйства субъектов из федерального бюджета превысила 306 млрд руб., на 2022 год запланировано 368 млрд руб., уже приняты решения о выделении дополнительных средств. «Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин, выступая с отчетом в Госдуме РФ, высоко оценил результаты работы дорожной отрасли, - сообщил Игорь Старыгин. - Он также отметил рекордный объем ремонта дорог за всю историю страны: в надлежащее состояние приведено свыше 160 млн кв. м дорожного полотна».
Между тем, согласно информации докладчика, несмотря на внушительные цифры по финансированию обеспеченность региональных дорог финансовыми ресурсами остается достаточно низкой: по содержанию — чуть больше 44%, по ремонту — 59%, по капитальному ремонту — 6,1%, а по трем направлениям в целом — всего 26,6%. Расчетный межремонтный срок составляет 28 лет.
«Каждому региону следует максимально взвешенно подходить к формированию программ дорожных работ и определять потребности в финансировании для достижения целевых показателей нацпроекта «БКД», - отметил докладчик, - тем более что некоторые из них скорректированы в большую сторону. В соответствии с недавними изменениями доля региональных дорог в нормативе к концу 2024 года должна составить не 50,9%, как планировалось ранее, а 52%. Протяженность мостов, которые необходимо привести в нормативное состояние, также увеличена: вместо 100 тыс. пог. м - 101,74 тыс. пог. м».
Высокие показатели по итогам прошлого года достигнуты по основным источникам наполнения дорожных фондов — акцизам на горюче-смазочные материалы и транспортному налогу. Плановые значения по обоим направлениям были превышены: 101,9% и 100,2% соответственно.
Игорь Старыгин сообщил, что продолжается работа и по решению проблемы транспортной доступности жителей сельских населенных пунктов — в этой сфере, закрепленной в настоящее время за Минсельхозом России, в последние годы сложилась устойчивая тенденция неосвоения выделяемых средств, снизились объемы финансирования. Он напомнил, что в ходе обсуждений данного вопроса с территориальными органами управления автодорогами были сформированы общие предложения, которые Ассоциация «РАДОР» озвучила в декабре прошлого года на заседании Общественного совета при Росавтодоре и в феврале этого года на заседании Совета Федерации. Предлагается разделить направления финансирования и закрепить за Минсельхозом России строительство автодорог к объектам агропромышленного комплекса, а строительство дорог к социально значимым объектам сельских населенных пунктов проводить в рамках нацпроекта «БКД», рассмотрев возможность выделения отдельного целевого показателя по этому направлению. Данные предложения поддерживаются Минтрансом России, сейчас ведется их обсуждение с сенаторами и депутатами.
Игорь Старыгин осветил работу Ассоциации «РАДОР» в области совершенствования нормативных документов, касающихся дорожного хозяйства. «В прошлом году проведено рецензирование проектов 114 документов, - сообщил он. - За прошедший период этого года уже рассмотрены проекты 35 документов». Докладчик остановился на законопроектах об увеличении для отдельных перевозчиков максимально разрешенной массы транспортных средств с 44 до 55 тонн, об отмене системы «Платон» и сопутствующей отмене статьи Бюджетного кодекса о дорожных фондах. Игорь Старыгин призвал активнее работать в части рецензирования нормативных документов, взаимодействовать по внесенным инициативам с законодательными и исполнительными органами власти на местах, с депутатами и сенаторами — только так, совместными усилиями, возможно отстоять интересы дорожной отрасли.
Один из примеров успешной совместной работы — проект постановления Правительства РФ о компенсации в связи с ростом цен на основные дорожно-строительные материалы удорожания стоимости работ по содержанию и ремонту. Механизм компенсации удорожания в части работ на капиталоемких объектах был сформирован в прошлом году и закреплен Постановлением Правительства РФ №1315. Ассоциация «РАДОР» вела активное обсуждение на всех площадках, подчеркивая необходимость распространить данную возможность на работы по содержанию и ремонту дорог, которые составляют большую часть работ в рамках нацпроекта «БКД». Как результат, разработан соответствующий проект постановления, сегодня он прошел все согласования и направлен на утверждение в Правительство РФ.
Андрей Шилов в своем выступлении остановился на ближайших задачах территориальных органов управления автодорогами в рамках реализации нацпроекта «БКД». Одна из них касается границ и состава автодорог городских агломераций. «По итогам прошлого года достигнут и перевыполнен показатель по приведению дорожной сети городских агломераций в нормативное состояние: 75,3% при плановом значении 73%, - сообщил выступающий. - При этом общая протяженность сети выросла на 6 тыс. км и составила 98 тыс. км. Законодательно регионам не запрещено увеличивать свои агломерации, - отметил Андрей Шилов, - однако некоторые субъекты включали в их состав дороги, которые уже отвечали нормативу, тем самым искусственно подтягивают свои показатели».
Для урегулирования этого вопроса регионам на 18-й ежегодной конференции Ассоциации «РАДОР» в апреле текущего года было рекомендовано закрепить нормативным актом состав дорог агломераций и направить утвержденный акт в Минтранс России. «Необходимая информация уже поступает, - сказал Андрей Шилов, - но становится очевидно, что для системного решения вопроса необходимо законодательное закрепление границ агломераций. Минтранс России готов оказать необходимую консультационную поддержку регионам в этой сфере».
Еще одна важная задача - доведение дорог и мостов до современных расчетных нагрузок. «На сегодняшний день на федеральной дорожной сети осталось всего 3% дорог, рассчитанных на нагрузку не более 6 тонн на ось, - отметил докладчик. - В субъектах этот показатель в разы больше. Убежден, что такие дороги в первую очередь необходимо переводить под нагрузку 11,5 тонн или 10 тонн на ось в зависимости от технико-экономического обоснования. В этом месяце указанный подход уже обсудили на площадке Правительства РФ и в администрации Президента РФ. Сейчас Минтранс России ведет работу по включению данных показателей в федеральный план статистических работ. Необходимый запрос уже направлен в адрес Росстата».
Андрей Шилов также сообщил, что в отчетные материалы за 2022 год будут включены 3 показателя: норматив опорной сети автодорог, нагрузка на ось на опорной сети и нормативная нагрузка на мосты опорной сети. «Мы стремимся к тому, чтобы по итогам года оперировать официальными статистическими данными о техническом состоянии опорной сети, - сказал выступающий. - Указанный подход позволит обеспечить бесшовную логистику по всем дорогам опорной сети, а отказ от него может в негативном ключе сказаться на экономике».
Андрей Шилов упомянул и о новых показателях нацпроекта «БКД», которые вступят в силу с 2025 года и направлены на приведение в нормативное состояние автодорог малых городских агломераций с населением от 100 до 200 тыс. человек и для агломераций Дальневосточного федерального округа, образованных городами с населением от 20 тыс. человек. «По этим двум показателям Росавтодор сейчас собирает необходимую информацию от регионов, - сообщил докладчик. - Но от некоторых субъектов поступают вопросы и даже возражения относительно сбора данных. В связи с этим стоит сказать, что пока эта работа не будет завершена в полном объеме, мы на федеральном уровне не сможем осуществить корректное финансовое планирование, а также сформировать плановое значение показателей». Андрей Шилов подчеркнул, что план каждый субъект будет устанавливать для себя сам в соответствии с методикой расчета, которая уже разрабатывается.
«Хотел бы также обратить внимание на то, что с 2023 года все регионы, получающие федеральную поддержку, будут обязаны осуществлять инструментальную диагностику дорожной сети — это будет закреплено в соглашениях с субъектами», - сказал Андрей Шилов. Такая мера позволит повысить достоверность результатов диагностики автодорог.
Владимир Красильников проинформировал участников заседания об основных итогах проверок Счетной палатой РФ использования субъектами средств региональных дорожных фондов в 2021 году. «Результаты наших проверок по качеству дорожных работ часто выявляют недостатки, - заметил докладчик. - Нередко они связаны с отсутствием синхронизации между органами управления автодорогами и коммунальными службами, когда на только что отремонтированной дороге коммунальщики начинают ремонт инженерных сетей. Зачастую выявляются факты предоставления субъектами недостоверной информации о транспортно-эксплуатационном состоянии дорожной сети, об использовании современных технологий из соответствующего реестра и так далее». В текущем году проверки Счетной палаты РФ предстоит пройти территориальным органам управления автомобильными дорогами Ярославской, Кировской и Смоленской областей.
Халит Алимханов выступил с докладом о реализации мероприятий по повышению безопасности дорожного движения на региональных автомобильных дорогах. Он отметил, что по итогам 4 месяцев 2022 года количество погибших в ДТП снизилось, однако темпы снижения недостаточны. Более того, в трех федеральных округах число погибших увеличилось. «Причины роста мы связываем с тем, что на дорогах субъектов проведен значительный объем работ — как следствие, возросли скорости, а с ними и угрозы риска, - сказал докладчик. - Просьба контактировать с региональными подразделениями ГИБДД, запрашивать аналитические материалы по ДТП, совместно определять наиболее опасные участки дорог и необходимые мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения».
Халит Алимханов также призвал не злоупотреблять ограничительными и запретительными мерами: «Поставить дорожный знак — проще всего. Однако статистика говорит о том, что почти четверть погибших приходится на участки дороги, где введено ограничение скоростного режима». Более эффективны с точки зрения профилактики ДТП такие мероприятия, как установка камер фотовидеофиксации нарушений, организация освещения, разделение встречных полос движения.
«В целом благодаря работе дорожников состояние дорожной сети заметно улучшилось — мы фиксируем это при помощи специализированных приборов контроля за технико-эксплуатационным состоянием дорог, - отметил выступающий. - Доля ДТП, где выявлены нарушения требований по обеспечению безопасности дорожного движения при выполнении дорожных работ, значительно уменьшилась».
Сергей Тен в своем выступлении рассказал о наиболее важных законодательных инициативах, регулирующих деятельность дорожной отрасли, которые на данный момент приняты и находятся в работе у депутатов Госдумы РФ. «Не так много законодательных инициатив в 8 созыве Госдумы РФ касаются дорожного хозяйства, - отметил он. - Вероятно, это говорит о том, что многие вопросы на уровне федерального законодательства решены. При этом продолжается серьезная работа в рамках подзаконных нормативных актов по конкретным вопросам».
Докладчик напомнил о принятии закона, который предусматривает замену единого государственного реестра автодорог на Систему контроля дорожных фондов (СКДФ), обеспечивающую единую цифровую базу данных: 6 марта 2022 года в соответствии с изменениями в Федеральный закон № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации...» эта система получила статус государственной информационной системы (ГИС). Также Сергей Тен упомянул об изменениях в Федеральный закон № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок...» и Федеральный закон № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах...», разрешающих движение транспортных средств при превышении нагрузки на ось до 10% (вместо разрешенных ранее 2%). Третий закон, который отметил выступающий, устанавливает упрощенный порядок в отношении всех объектов инфраструктуры в рамках реализации приоритетных проектов, что существенно влияет на сроки разработки и утверждения проектно-сметной документации и позволит отрасли стабильно работать.
Среди значимых законодательных инициатив Сергей Тен назвал законопроекты об упрощении процедуры выдачи спецразрешений для перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов и о введении уведомительного порядка разработки общераспространенных полезных ископаемых в целях строительства автодорог.
Докладчик также рассказал о федеральном партийном проекте политической партии «Единая Россия» «Безопасные дороги» и обозначил его приоритеты: развитие ИТС в субъектах, повышение уровня обустройства автодорог и улиц, пропаганда соблюдения ПДД и повышение качества обучения в автошколах, обмен практиками в части технологии, материалов, технических решений, направленных на повышение безопасности дорожного движения.
Анастасия Красникова представила информацию о перспективных направлениях контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в области дорожного хозяйства. Она назвала три ключевые составляющие деятельности Ространснадзора: весовой контроль, требования Технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог», введение Системы контроля дорожных фондов в качестве обязательного требования.
«Весовой контроль на автомобильных дорогах Российской Федерации осуществляется на 92 стационарных и 117 передвижных пунктах, - рассказала выступающая. - Для работы передвижных пунктов весового контроля владельцами дорог обустроено 467 площадок, в том числе 156 на дорогах федерального значения и 311 на дорогах регионального значения. Вместе с тем остается проблемным вопрос отсутствия площадок для размещения задержанных транспортных средств на постах контроля и в непосредственной близости к ним». В настоящее время, по данным Ространснадзора, возможность осуществить задержание имеется лишь на 47 постах, в остальных случаях необходимо перемещать транспортное средство при помощи эвакуатора на расстояние до 100 км, что снижает эффективность контроля и делает невозможным исключить нежелательное движение по дорогам. Анастасия Красникова обратилась к территориальным органам управления автодорогами с просьбой совместно с территориальными управлениями Ространснадзора при принятии решения о размещении площадок для передвижных ПВК параллельно прорабатывать вопрос устройства площадок для задержанных транспортных средств. «Подчеркну, что практика осуществления весогабаритного контроля показывает, - добавила она, - что развитая сеть автодорог позволяет осуществлять объезд стационарных ПВК, включая автоматические. Целесообразно рассматривать вопрос комбинированной системы контроля, то есть продолжать развитие системы площадок передвижных ПВК для предотвращения случаев объезда стационарных постов».
Анастасия Красникова обратила внимание участников заседания на особый контроль со стороны компетентных органов в сфере соблюдения требований Технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог». Она привела пример из недавней практики, когда по обращению была проведена проверка в одной из крупных городских агломераций, задействованных в реализации нацпроекта «БКД», - в результате было выявлено отсутствие необходимых сертификатов и маркировки дорожных знаков, установленных на всей протяженности отремонтированной улицы. Сотрудниками Ространснадзора было направлено соответствующее письмо в прокуратуру, возбуждено административное производство. «В настоящее время идет работа по подписанию соглашения с Федеральной службой аккредитации, - сообщила выступающая. - Данный документ позволит нам получить оперативный доступ к ресурсам Росаккредитации и повысить эффективность контроля за наличием деклараций, сертификатов, а также аккредитаций привлекаемых лабораторий».
Анастасия Красникова осветила перспективы работы с системой СКДФ, подчеркнув, что с 1 января 2023 года полномочиями по контролю за ней наделен Ространснадзор, а предположительно с 1 сентября 2023 года будет введена административная ответственность за нарушение порядка предоставления информации в систему — соответствующий законопроект уже принят в первом чтении Госдумой РФ. «Прошу обратить внимание на необходимость своевременного и точного предоставления сведений и ответственно отнестись к предстоящей работе», - подчеркнула она.
Евгений Казанцев поприветствовал участников заседания и зачитал приветствие от президента Союза транспортников России Виталия Ефимова. В частности, он отметил тесное взаимодействие Союза и Ассоциации «РАДОР», регулярное взаимное участие сторон в организуемых мероприятиях. Выступающий упомянул также совместную работу над решением ряда проблемных вопросов дорожной и транспортной отраслей: сохранение дорожных фондов, совершенствование программы развития сельских территорий, развитие импортозамещения, - и пригласил принять участие в предстоящем расширенном заседании Союза транспортников России, где будут обсуждаться эти темы.
В завершение первой части заседания Совета директоров Игорь Старыгин огласил итоги рейтинга активности органов управления автомобильными дорогами – членов Ассоциации «РАДОР», утвержденные накануне решением Президиума Ассоциации «РАДОР», отличившимся были вручены дипломы и грамоты. Оценка активности осуществлялась по 5 показателям: участие в подготовке проектов нормативно-технических актов, участие в подготовке проектов иных документов, участие в мероприятиях Ассоциации, участие в организации и проведении мероприятий Ассоциации, исполнение уставных обязанностей. По итогам рейтинга почетные дипломы за большой вклад в дело развития дорожного хозяйства субъектов РФ, помощь в реализации программ работы Ассоциации «РАДОР», активную поддержку инициатив в вопросах совершенствования дорожной деятельности в 2021 году получили территориальные органы управления автодорогами следующих субъектов: Республики Карелия, Омской и Рязанской областей — дипломы III степени, Алтайского края и Архангельской области — дипломы II степени, Ульяновской области — диплом I степени. Еще 10 членов Ассоциации были отмечены благодарственными письмами. Кроме того, состоялось поздравление коллег с юбилейными датами.
Вторую часть заседания открыли доклады руководителей территориальных органов управления автомобильными дорогами о ситуации в дорожном хозяйстве представляемых ими субъектов. Министр регионального развития Республики Алтай Константин Зорий рассказал, что к началу реализации национального проекта «БКД» в регионе менее 20% дорог находилось в нормативном состоянии, при этом значительную часть дорожной сети регионального значения составляли дороги с грунтовым типом покрытия и щебеночные. В состав опорной сети вошли 5 региональных дорог общей протяженностью 307,1 км, сегодня в нормативном состоянии только 25%. «За период реализации нацпроекта перед нами стоит задача перевести в асфальтобетон около 200 км дорог и к концу 2024 года достичь показателя 50% в нормативе по всем дорогам республики и 85% - по опорной сети», - сообщил докладчик. В 2022 году в субъекте будет отремонтировано 37 участков дорог протяженностью 255 км, а также 23 моста. Работы начаты уже на 70% объектах, контрактация составляет 100%.
Константин Зорий отметил, что при производстве работ в регионе активно применяются современные технологии, в частности холодная регенерация, укладка асфальтобетонных слоев, устойчивых к колееобразованию, а также используются местные каменные материалы, грунты. Территория Республики Алтай условно разделена на 5 зон, в каждой из которых имеется современный асфальтобетонный завод, производящий асфальтобетон всех типов и марок. Каждый подрядчик, работающий на региональных дорогах, имеет собственную лабораторию со всем необходимым оборудованием, в том числе для определения колеи.
Начальник управления дорожного хозяйства министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области Владимир Трофимов сообщил, что за время реализации нацпроекта «БКД» в регионе проведены работы на 293 объектах общей протяженностью 850 км, в 2022 году планируется провести работы на 707,5 км автодорог, в том числе 10,4 км — строительство и реконструкция, 536,2 км - ремонт и капитальный ремонт, 160,8 км — устройство выравнивающих слоев. Важным событием текущего года для субъекта докладчик назвал решение о строительстве лабораторного корпуса — отдельного здание специализированной дорожной лаборатории с полным оснащением. Кроме того, для принятия управленческих решений на основе актуальных, достоверных и точных данных об автодорогах регионального и межмуниципального значения развернута геоинформационная система автомобильных дорог на базе программного комплекса «IndorRoad». Большое внимание, по словам докладчика, в Челябинской области уделяется мероприятиям по обеспечению безопасности дорожного движения, включая оборудование пешеходных переходов, устройство линий электроосвещения, светофоров, искусственных неровностей, разделение встречных транспортных потоков и т. д. - в 2022 году на эти цели будет направлено более 400 млн руб.
Заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан Артем Чукин в рамках своего доклада высказался относительно проблематики законопроекта о недрах. «Грунт, используемый дорожниками для устройства земляного полотна, является общеполезным ископаемым, - отметил он. - В связи с этим в нашей работе возникает целый ряд сложностей: необходимость лицензирования добычи грунта, перевода земель из категории сельхозназначения, увеличение расстояний и стоимости грунта при транспортировке из промышленного карьера. При этом объемы ежегодного использования грунта весьма велики: так, в Республике Татарстан в 2020 году при выполнении дорожных работ затрачено 3,1 млн кубометров грунта, в 2021 — 2,3 млн кубометров».
Законопроект № 101105-8 «О внесении изменений в статьи 18 и 19 Закона РФ «О недрах» и статью 78 Земельного кодекса РФ в части введения уведомительного порядка разработки общераспространенных полезных ископаемых в целях строительства автодорог», по словам Артема Чукина, позволит исключить процедуру перевода земель, сократить сроки реализации проектов строительства и ремонта дорог, снизить стоимость дорожных работ за счет сокращения перевозок и исключения затрат на материал. До 22 июня этого года территориальные органы управления автомобильными дорогами могут дать свои отзывы по законопроекту.
Заместитель начальника Главного управления строительства Тюменской области Андрей Чистяков задал ряд вопросов по итогам решений 18-й ежегодной конференции Ассоциации «РАДОР», которая прошла в апреле этого года в г. Челябинске. Он отметил, что в регионе возникли затруднения с принятием нормативного акта, закрепляющего перечень автодорог городской агломерации, а также с расчетом потребности в финансировании мероприятий на автодорогах местного значения на перспективу 2025-2030 годов. Докладчик получил соответствующие разъяснения.
Анатолий Васильев выступил с информацией о мониторинге соблюдения перевозчиками Правил движения тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств. Он напомнил, что перед территориальными органам управления автомобильными дорогами была поставлена задача ежемесячно предоставлять сведения по результатам мониторинга. Однако необходимую информацию направили только 27 субъектов. «Даже на основании этих данных можно судить о значимости работы в данном направлении, - отметил выступающий. - Размер потенциального штрафа, рассчитанного перевозчикам в этих регионах, составил в марте 15,4 млрд рублей, в апреле — 20,9 млрд рублей. На эти средства можно было бы построить новые дороги».
Анатолий Васильев также сообщил, что за прошедший период 2022 года вследствие нарушения правил перевозки грузов произошло обрушение двух мостов в Приморском крае и Краснодарском крае. «За 3 года в Волгоградской области по этой же причине мы потеряли 4 моста, - сказал он. - Ущерб составил более 300 млн рублей, а возмещение — 15 тыс. рублей. Мы должны прикладывать больше усилий, чтобы решить эту важнейшую проблему. Как минимум необходимо предоставлять запрашиваемую информацию».
Игорь Старыгин добавил, что руководству Росавтодора была озвучена просьба включить задачу по предоставлению результатов мониторинга в систему «Эталон», и попросил присутствующих обратить на это особое внимание. Следующие решения в сфере весогабаритного контроля могут приниматься на основании этих сведений.
В 2022 году в рамках пилотного проекта в трех субъектах — Республике Калмыкия, Волгоградской и Саратовской областях — контроль объектов нацпроекта «БКД» будет осуществлять ФАУ «РОСДОРНИИ». В дальнейшем планируется распространить эту практику на все регионы. С докладом о комплексном подходе при планировании и реализации объектов в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» выступил Владимир Мартинсон. Он отметил ряд проблем, наблюдаемых Росдорнии на каждом этапе реализации объектов. Вместе с тем докладчик озвучил пути решения данных проблем, предлагаемые в рамках комплексного подхода Росдорнии. Предложения включают в себя на первом этапе проведение силами учреждения инструментальной диагностики, сравнительных испытаний применяемого оборудования, помощь в составлении программ. На этапе заключения контрактов Росдорнии готово давать рекомендации по сопровождению контрактов, сформировать единую типовую форму контрактов. В ходе строительно-монтажных работ предлагается проведение строительного контроля, сертификация испытательных лабораторий, оценка местных материалов. И на этапе эксплуатации - плановая инструментальная диагностика, контроль исполнения гарантийных обязательств.
В соответствии с повесткой дня и Уставом Ассоциации «РАДОР» в завершение заседания Совета директоров был заслушан и одобрен отчет Ревизионной комиссии, информация о финансовом состоянии Ассоциации, а также одобрена заявка о вступлении в члены Ассоциации Тарусского района Калужской области.
Кроме того, Игорь Старыгин анонсировал ряд мероприятий в рамках программы работы Ассоциации на 2022 год, ближайшие из которых — Конференция по вопросам качества работ на автодорогах в рамках Сибирского транспортного форума в г. Новосибирске (23 июня), совещание с руководителями ТОУАД Приволжского федерального округа в г. Йошкар-Оле (13 июля) и Дальневосточного федерального округа в г. Якутске (22 сентября) по вопросам деятельности региональных и муниципальных дорожных фондов и реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги».
https://www.news.rador.ru/03-06-2022